Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55425

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Котельникова Мария Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической и художественно-эстетической направленности "Художественное рукоделие"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Центр творчества Шолоховского района»ПРИНЯТАНа заседании Методического советаОт «____» ____20 _____г.Протокол № УТВЕРЖДАЮДиректор МБУ ДО «Шолоховский ЦТ»_____________Е.А.Коргутова от «__» ______»20___г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической и художественно-эстетической направленности"Художественное рукоделие" на 2022-2023 учебный годВозраст обучающихся: 5-8 летСрок реализации: 3 годаАвтор-составитель: Котельникова М. В.Ст. Вёшенская, 2022 г.Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа "Художественное рукоделие" разработана  в  соответствии  с  «Примерными  требованиями  к  образовательным  программам  дополнительного  образования  детей»  Министерства  образования  и  науки РФ  от  11  декабря  2006 г. №06-1844, включает в себя два раздела - работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: 1-2 год обучения – дошкольное обучение, 3 год обучения – младший школьник .Дополнительная общеразвивающая программа "Художественное рукоделие" имеет техническую и художественную направленность, является модифицированной, разработана на основе курса обучения "Волшебный сундучок" Ивановой А.А.Рукоделие - одно из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для подготовки и начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенка к школе.Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Обучение девочек рукоделию, может быть востребована, в дальнейшем, как профессиональное ориентирование. Цель– создание условий для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – шитьем, вязанием и вышиванием по картону. Задачи:Сформировать у детей обширное представление о рукоделии, декоративно- прикладном искусстве. Обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний.Развивать творческие способности детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками.Воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и взаимоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Принципы, на которых базируется программа: доступность; последовательность и постепенность; дифференцированность; сотрудничество; практическая направленность; креативность; результативность.Программа предполагает широкое использование работ детей для создания выставок, украшения предметно-пространственной среды, активного участия родителей и детей в конкурсах, выставках. Формы работы: практическое занятие, занятий-игра, занятие-праздник, занятие-путешествие, экскурсия, мастерская, выставка, в процессе которых используются все виды детской деятельности: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.Возраст обучающихся и длительность занятий. Программа кружка разработана для детей 5-7 лет, занятия проходят два раза в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 мин. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствования ранее изученных приемов. В 2022 году набраны три группы второго года обучения. Занятия проводятся в группах на базе детского сада ЦРР№2 преимущественно во второй половине дня и длятся 30 минут с перерывом 10 минут. Всего в каждой из групп 4 часа занятий в неделю.Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. В начале каждого занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц тела, снятия напряжения – физкультминутку, гимнастику для глаз. Обязательными компонентами каждого занятия являются:формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач; показ образца планируемого изделия, который преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются такие виды наглядности как иллюстрации, рисунки, фотографии, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности; приемы, направленные на обогащение чувственным опытом и опытом практической деятельности не только в ходе выполнения работы, но и в условиях межличностного общения;обретение умений и навыков без принуждения; занятость каждого ребенка в течение всего занятия; стимулирование и коррекция: поощрение, похвала, соревнование, оценка, убеждение, пример, разъяснение, дискуссия, приучение, подражание, требование). Успех детей в изготовлении изделий рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы;создание атмосферы сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе изготовления продукта; результативность: каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда; для поддержания постоянного интереса детей к занятиям и профилактики физического утомления предусматривается частая смена видов деятельности;в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.Диагностика результатов обучения проводится по следующим показателям: 1. Теоретические знания по темам программы и владению специальной терминологией. 2. Практическая подготовка: Практические умения и навыки, владение швейным оборудованием для ручных работ, творческие проявления, аккуратность, самостоятельность при работе. 3. Предметные достижения: участие в конкурсах, выставках разного уровня. Формы оценки обучения.Содержание программы.Программа кружка «Художественное рукоделие» включает в себя:изучение основы композиции и художественного оформления изделий;изучение простейших способов шитья и плетения: вдевание нитки в иголку и завязывание нитки в узелок, пришивание пуговицы, низание на проволоке;изучение и практическое освоение технологий выполнения швов «тамбурный шов», «иголка вперед», «обметочный шов», «петельный шов»;изучение и практическое освоение технологий изготовления мягких игрушек и поделок из фетра и ткани: изготовление шаблона, перевод рисунка на ткань по шаблону, выкраивания ткани по контуру пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей, украшение из бисера и бус;изучение и практическое освоение технологий вышивания на пяльцах;умение правильно держать крючок и спицы в руках и набирать несколько накидных петель, а также создавать несложное вязаное изделие; освоение специальных трудовых умений и способов самоконтроля для работы с тканями, нитками и простейшими инструментами (ножницами и иголкой); расширение словаря детей (нитки мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.), закрепление название цветов и оттенков;умение оценить качество изделия;умение организовать труд и самостоятельную работу;приобретение навыков работы с лоскутом, бусинами и бисером.Учебно-тематический план. 2-й год обучения.Задачи:1.Познакомить детей с историей рукоделия;2.Познакомить с историей и развитием художественного вышивки и шитья, вязания и плетения из бусин;3.Познакомить детей с правилами техники безопасности;4.Создать условия для развития мелкой моторики рук, внимания, усидчивости;5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.В результате первого года обучения дети будут знать:1. Некоторые сведения об истории создания костюма повседневного и народного;2. Правила и приемы выполнения ручных швов, вязания крючком и низания бусин;3.Основы рукоделия как вида творческой деятельности.будут уметь:1. Соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, приспособлениями, необходимыми для изготовления изделия;2. Владеть техникой выполнения соединительных и вышивальных швов;3.Уметь работать с шаблоном и выкройкой изделия; 4.Различать нитки и ткани.5. Уметь организовать рабочее место в соответствии с заданной работой.6. Уметь работать индивидуально и в коллективе.Учебно-тематический план 2-й год обучения.№п/пТема занятияКоличество часовФормы организации занятийФормы аттестации, диагностики, контролявсеготеорияпрактика1Блок 1. Раздел «Работа с бумагой»Искусство оригами211Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияФормирование групп тестирование Подбор программы обучения2Лягушка с двигательными навыками.211практическая работа.Объяснение,демонстрацияПрактическая работа3Самолет-ракетоносец.211Беседа, практическая работа.ОбъяснениеУстный ответ тестирование текущий контроль4Цветок тюльпан.211Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ текущий контроль5Насекомые: бабочка211Беседа, демонстрацияУстный ответ текущий контроль6Блок 2. Раздел «Вышивание на картоне». "Косички"615Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль7Блок 3. Плетение на проволоке из бисера. 422Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль8Низание на проволоку. Повторение.211Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль9Параллельное плетение. Повторение.211Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль10Лепестки различных цветов: углы и линии.615Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль11Крылья насекомых: круговое плетение.615Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль12Ветки деревьев. «Наряжаем елочку. Украсим елочкуигрушками1459Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная работатекущий контроль13«Цветы из бисера».633Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ самостоятельная, работатекущий контроль14«Букет цветов для мамы».18315Беседа, практическая работа.Объяснение,ДемонстрацияСамостоятельная работаРабота в группахУстный ответ самостоятельная, работаПромежуточный контроль15Блок4. Работа с тканями. Животные и насекомые624Беседа, практическая работа.Объяснение,ДемонстрацияСамостоятельная работаРабота в группахУстный ответ самостоятельная, работаПромежуточный контроль16«Лесные жители» 12210Беседа, практическая работа.ДемонстрацияСамостоятельная работаРабота в группахУстный ответ самостоятельная, работаПромежуточный контроль17Украшение игрушек.1046Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияФормирование групп тестирование Подбор программы обучения18Блок 5. Работа с нитями.«Сова из помпонов.»1037Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияПрактическая работа19Блок 6. «Сказочные персонажи для кукольного театра». 1037Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ тестирование текущий контроль20Собака. Объемные фигурки из ткани и бумаги.1028Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ текущий контроль21Блок 7: «Рисуем». Лес. Дом. Сад.12210Беседа, практическая работа.Объяснение,демонстрацияУстный ответ текущий контроль 14441 103Содержание программы 2-й год обучения. Раздел «Бумага»1.Уроки бумаги. Беседа по технике безопасности.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе.2.Оригами. Обучение приемам сгибания по линиям.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе3.Лягушка. Обучение приемам сгибания по линиям.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе.4.Самолет. Обучение приемам сгибания по линиям.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе.5.Цветок. Обучение приемам сгибания по линиям.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе.6.Насекомые. Обучение приемам сгибания по линиям.Учить детей работе с бумагой и ножницами. Техника безопасности при работе.Раздел «Вышивание на картоне». Закладка "Косички".Вышивание цветочка тамбурным швом.Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить детей вышивать тамбурным швом силуэт цветочка.Вышивание лепестков цветочка швом «гладью».Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Научить детей вышивать гладью.Раздел «Низание на проволоку»1.Плетение на проволоке. Последовательность изготовления шаблона из картона и бисера. Обучить последовательности изготовления плетения: вырезать из бумаги шаблоны из картона; обмотать проволокой до нужной толщины; разрезать ножницами между шаблонами завязать помпон посередине той же ниткой из пряжи. 2.Плетение из бисера. Последовательность изготовления.Научить последовательности изготовления: соединять две готовых детали с помощью проволоки, приклеивать глаза, крылья, хвост и клюв.3.Параллельное плетение. Лепестки различных цветовПоследовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «параллельное плетение». Научить последовательности изготовления игрушки: соединять детали крыльев, лапок.4.Крылья насекомых. Последовательность изготовления жука и стрекозыУчить соединять детали, закрепить навыки плетения игрушки. Научить последовательности изготовления игрушки: набивать игрушку наполнителем и закрывать отверстие, приделывать глазки и ротик из бусинок. 5. Ветки деревьев. Наряжаем елочку игрушкамиПоследовательность изготовления елочной игрушки и дерева из бисера. Продолжать учить детей вышиванию петельным швом при изготовлении «Елочки». Закрепить навыки украшения елочной игрушки бусинами и блестками, оформления петельки атласной ленточкой.Учить детей работать в технике «параллельное плетение"Закрепить навыки украшения елочной игрушки и елочки бусинами и блестками, оформления петельки атласной ленточкой.6.Цветочек. Плетение деталей цветка.Учить соединять детали цветка, закрепить навыки низания.Закрепить навыки вышивания петельным швом при изготовлении.Учить пришивать бусины на елочку и оформлять гирлянды из бисера. Учить оформлять свою работу «Елочку» в рамку, познакомить с техникой украшения рамки бусинами, блестками посредством использования клея.«Цветочек». Вязание цветочка из бисера.Учить детей вывязывать. Учить соединять петли в круг и делать тычинку цветочка.«Букет цветов для мамы». Последовательность изготовления цветов.Учить переводить выкройку из картона на ткань с помощью карандаша и аккуратно выкраивать по шаблону силуэт.Раздел «Работа с нитями». Последовательность изготовления игрушки из фетра используя технику «обметочный шов». Последовательность изготовления игрушки.Учить на выкроенный шаблон выкладывать наполнитель и заматывать ниткой, придавая форму. «Лесные жители». Вышивание швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. Продолжать обучение детей вышивать швом «иголка вперед» по контуру рисунка. Продолжать учить правилам техники безопасности в работе с инструментами (ножницами, иглой).«Сова» из хлопчатобумажной ткани и помпонов. Вышивание швом «иголка вперед», «гладью» по контуру рисунка. Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. Раздел «Сказочные персонажи для кукольного театра».Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки Собака. Объемные фигурки из ткани и бумаги. Обучить последовательно изготавливать игрушку: убирать внутрь закрывать шов обметочным швом, набивать наполнителем всю перчатку включая пальчики.Раздел «Рисуем». Планирование композиции. Подбор цветового решения. Технический рисунок.Лес. Рисуем.Дом. Рисуем.Сад. Рисуем..Материально-техническое обеспечение программы. Используемые термины.Шитье - вид ручного труда, представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески -это название для нескольких видов рукоделия, включая вышивание, аппликацию, пэчворк. Это одно из древнейших технологий производства, возникшее еще в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Тысячелетиями шитье осуществлялось исключительно вручную. Изобретение швейной машины в 19 веке и компьютеризация привели к массовому промышленному производству швейных изделий, но шитье вручную по-прежнему широко практикуется во всем мире. Обычно шитье ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей). При изготовлении одежды применяют следующие основные виды стежков: прямой, косой, крестообразный и петельный.Вышивание - общеизвестное распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.Вязание- процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка или просто на пяльцах). Вязание, как техника, относится к видам плетения.Оборудование: учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Игрушки: дидактическая кукла, комплекты кукольной одежды, ростовая кукла- манекен для фотозоны, зеркалоМатериалы для рукоделия: пряжа цветная шерстяная, пряжа цветная хлопчатобумажная, фетр разного цвета и толщины, цветные нитки для шитья, цветной бисер, бусы, стразы, пришивные пуговицы, тесьма, ленты атласные, ткань ситцевая, калька копировальная, бархатная бумага, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, шишки; катушки деревянные, поролон.Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, подставка для ножниц, иголки швейные, для вышивания, булавки, проволока, бусины и бисер, шаблоны выкроек, картон, крючки вязальные, наперстки, клей.Выкройки – шаблоны для изготовления мягких игрушек, образцы различных видов тканей (фетр, флис, сукно, бархат), картонные лекало.Образцы мягких игрушек: елочка из бисера, кот, лиса, волк и мышь из перчатки, елочные игрушки, зайчик, снеговик, новогодний сапожок, жираф, слоник, улитка и др. Материально-техническая база: - посадочные места по количеству обучающихся;- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, ножницы, клей и т.д.).Методическое обеспечение программы.В течение всего периода обучения каждый участник кружка получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни. Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.Учебный процесс строится на принципах:- доступности – от простого   к сложному;- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.Условия реализации программы.Правила техники безопасности при работе с швейным оборудованием в т.ч. швейными машинами с электроприводом, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом, гладильным оборудованием, манекенами.Наличие инструментов: швейные и машинные иглы различной толщины; ножницы для бумаги и работы с тканью; лекало.Наличие материалов: ткань; бумага для выкроек; нитки в катушках и бобинах разной толщины и цветов; швейная фурнитура; шелковые ленты; тесьма, лента из косой бейкиСпециальная литература.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблицы; шаблоны;схемы изделий; коллекции ниток; образцы; изделия; инструкционные карты;дидактические карточки; готовые лекала и выкройки.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.        В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;обретение трудовых умений и навыков без принуждения;занятость каждого ребенка в течение всего занятия.Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия направлены на развитие творческих способностей, навыков и умений при работе с различными материалами. Структура занятия выглядит следующим образом:1.Вводная часть: беседа с детьми по теме занятия, игровые ситуации, мотивация к деятельности.2. основная часть: - изучение, анализ наглядности. - показ и объяснение процесса выполнения задания. - практическая деятельность детей. - физкультминутка3. Заключительная часть: выявление сложностей при изготовлении, просмотр и анализ детских работ, планирование дальнейшей работы. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: доступности и посильности; систематичности и последовательности; наглядности; связи теории с практикой; прочности овладения знаниями и умениями; научности (соблюдение терминологии, технологий); воспитывающего характера труда. При составлении плана занятий учитываются: возрастные особенности детей, степень их подготовленности, знания и навыки.Каждое занятие по новым темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение. На занятиях уделяется внимание воспитанию культуры труда, рациональному использованию материала, поэтапному планированию действий организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, воспитанию взаимовыручки, сотрудничеству. Для поддержания интереса к занятиям применяются такие методы как:1. Словесные методы:- беседы, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного- объяснение нового материала, технологий выполнения работы.2. Наглядные методы:- демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций, моделей.3.Практические методы:- упражнения, с целью овладения и повышения качества практических действий. - практическая работа на каждом занятии.4.Внеаудиторные методы:- самостоятельная работа.Типы проводимых занятий.- занятия по получению новых знаний по темам программы.- занятия по изучению теоретического материала и претворению его на практике;- занятия по получению практических навыков;- коллективная работа на занятии: задание может быть предложено 2-м учащимся, группе из 3-6 чел. или всем детям одновременно. Совместная деятельность будет эффективна если ясна цель работы, ее значимость, объединены усилия, есть чувство взаимной ответственности и оказания помощи друг другу.- посещение выставок по декоративно-прикладному творчеству;Сообщение новых знаний происходит в коллективной форме для всех учащихся одновременно. Практическая деятельность детей первого-второго года обучения - по образцу педагога; 3-6 годов - как по образцу, так и по выбору детей.Основные подходы к отбору содержания занятия и технике его проведения.Учебное занятие должно быть воспитывающим.Система занятий должна стимулировать и мотивировать положительное отношение уч-ся к обучению, развитию творчества, получению знаний, навыков, умений.Практические работы должны включать процесс творческого поиска. В процессе обучения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство, умение вести себя в коллективе.Менять, по возможности виды деятельности, оптимально сочетать разнообразное методы обучения.Управлять учебным процессом на занятии: большая часть занятия отводится активной работе уч-ся.Работа с детьми первого года обучения носит подражательный, репродуктивный, характер с элементами творчества. С детьми 2-го и более годов обучения занятия носят более творческую направленность. Перед практической работой демонстрируются различные приемы работы с теми или иными материалами. Время, отводимое на практическое задание, зависит от задач учебного занятия, материала, умений и навыков детей.Задания могут быть интерпретированы педагогом, но в рамках темы. Обсуждение выполненных работ – важный элемент учебного занятия, оно способствует развитию интереса учащихся друг к другу.Методическое обеспечение программы1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. М. издательство «Айрис - пресс», 2003.2.Зайцева А., Моисеева Е. Мягкие игрушки своими руками: мастер – классы для начинающих. М.: издательство «Эксмо», 2003. – 64 с. 3. Кретова М.А. Лоскуток: методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет. М.., издательство «Сфера», 2016. – 64 с.4. Лысенко М.А. Забавные игрушки из помпонов. М.: издательство «Издательство», 2016. - 64 с. 5. Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков» М., издательство «Олма-пресс», 2002.6. Плотникова Т. Техника вышивки крестом. М., «Владис», 2008.Дополнительные источники:Интернет -ресурсы:http://www.edu.ru/db/portal/sites/school-page.htmИнтернет- ресурсы:http://www.edu.ru/db/portal/sites/school-page.htmФедеральный образовательный портал. Нормативные документы по образованию, учебные материалы, Учебно-методические материалы, Справочные материалы, Иллюстративные и демонстрационные материалы, Дополнительные информационные материалы, Нормативные документы, Электронные периодические издания, Электронные библиотеки, Образовательные сайты, Программные продуктыhttp://procapitalist.ru/menyu/biblioteka/shvejnoe-proizvodstvo-gosty.htmlСписок рекомендуемой литературы для детей и родителей.1. Воротилова Т. Е. Учитесь шить красиво; Легкая промышленность и бытовое обслуживание - М., 2006. - 224 c.2. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2004г.-325с.3. «Как шить красиво» серия «Современная энциклопедия домашнего хозяйства», изд. «Внешсигма», 2000 6. Лоскутное шитье; Харвест - М., 2012. - 257 c.Блок воспитательной работы.Программа содержит воспитательный компонент в виде тематических занятий, направленных на воспитательную работу, проводимую совместно с родителями и учениками объединения по внедрению здоровье-сберегающих и природоохранных технологий в жизнь и развитие обучающихся. Работа направлена на внедрение здорового образа жизни, коучинг- технологий по развитию личности ребенка, помогает в выборе дальнейшей профессии при первичном ориентировании в профессиях, направлена на привитие навыков культурно-развитой личности, заботящейся о своем здоровье, об окружающих людях, о природе и семье, ведущей активный образ жизни с эмпатией по отношению к окружающей реальности и людям. Также программа предусматривает занятия по летнему модулю «Растения в саду и дома», который направлен на смену деятельности в летний период и способствует вовлеченности ребенка в жизнь семьи и природы в течение летних каникул и продолжается в виде проектной деятельности для индивидуального сопровождения ребенка. Работа модуля направлена на выращивание растений на приусадебном участке, в саду, в оранжерее или в домашних условиях, учит заботится о природе.План воспитательной работы кружка «художественное рукоделие» на 2022-2023 учебный год.№Наименование мероприятияЦельСрокиМесто проведения1.Праздник «В кругу друзей»КомплектованиесентябрьЦТ2Умею ли я учиться?Создание комфортной обстановки в объединениисентябрьЦТ3Беседа о вреде алкоголя и наркотиков, табакокурение.Формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью.сентябрьЦТ4День учителяСоздание комфортной обстановки в объединенииоктябрьЦТ5Найди свою звезду, Разговор о будущей профессииПриобщение детей к духовно-нравственным ценностямноябрьЦТ6Вредные привычки и как с ними боротьсяФормирование отрицательного отношения к наркотикам, табакокурению и алкоголюноябрьЦТ7Новогодний серпантинСоздание комфортной обстановки в объединенииянварьЦТ8Творческий конкурс «Милая моя мамочка»Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, народные традиции, мартЦТ9Культура поведения -что это такое?Формирование навыков культуры общения и поведения в обществеапрельЦТ10Мой автопортрет, Какой я и кем хочу быть.Формирование положительного отношения к выбору будущей профессиимайЦТ11У каникул есть началоФормирование навыков культуры общения и поведения в обществемайЦТРабота с родителями учеников объединения способствует улучшению обстановки в семье и коллективе, помогает родителям в помощи детям в их обучении, способствует созданию благоприятной среды образовательного процесса, безопасности ребенка в семье и в коллективе. Предусматривает совместные встречи, проведение выставок и мероприятий, родительских собраний, оказание психологической помощи.План работы с родителями на 2022-2023учебный год.№ п/пТема собрания,вопросы для обсужденияДата проведения1.1. Организация начала учебного года: план работы на год, расписание учебных занятий.2.Выборы родительского комитета. 3.«Дорога. Ребенок. Безопасность».сентябрь2.1.Итоги первого полугодия.2. Организация новогодних праздников.3. «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете».декабрь3.1.Подготовка к празднику 8 марта.2. Подготовка и участие обучающихся в конкурсах.3.«Детская ложь и её истоки».март4.1.Итоги прошедшего учебного года. 2. Рекомендации и советы родителям на лето. 3. Сбор заявок родителей о посещении детей оздоровительной площадки.апрельВ каникулярное и летнее время в группах идет работа по краткосрочной программе «Комнатные растения в саду и дома».Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Центр творчества Шолоховского района»ПРИНЯТАНа заседании Методического советаОт «____» ____20 _____г.Протокол № УТВЕРЖДАЮДиректор МБУ ДО «Шолоховский ЦТ»_____________Е.А.Коргутова от «__» ______»20___г.Дистанционная краткосрочная программа«Комнатные растения дома и в саду»Возраст обучающихся: 5-12 летСрок реализации: 9 недель Автор-составитель: педагог дополнительного образования Котельникова Мария Викторовна. ст. Вёшенская, 2022 г.ВведениеКрасивые цветы и зеленые растения вырастить в комнате или на улице не так уж и легко, любое и даже, казалось бы, неприхотливое растение требует ухода. Однако это занятие совсем не покажется трудным, если любить природу и ее растения, и знать некоторые особенности их жизни. Если вызнаете, что на вашем подоконнике живет растение, которому так же, как и вам, необходимо вовремя есть и пить, вы точно станете заботится о нем, и растение отблагодарит вас своей красотой.Краткосрочная программа дополнительного образования детей «Комнатные растения дома и в саду» призвана привить ученикам любовь и бережное отношение к растениям, научить их выращивать растения, жить в гармонии с миром, воспитывать экологически грамотного, знающего о проблемах окружающей среды и собственного здоровья человека, обеспечивать занятость ребенка в каникулярное время. Пояснительная записка Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Основой для разработки программы «Комнатные растения дома и в саду» послужили следующие материалы:- авторская программа из сборника "Программы дополнительного образования детей" Выпуск 2. Экологическое воспитание. Институт общего среднего образования РАО. Государственное исследовательское учреждение - Центр дополнительного образования РАО. Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт,2002. -64с., - типовая программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, «Исследователи природы», М:, «Просвещение», 1983 г.). Программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области цветоводства, экологии и ботаники, ландшафтного и комнатного дизайна. Программа является интегрированной, так как она связывает в единую систему обучения знания по нескольким предметам. Программа включает в себя проведение наблюдений за ростом и развитием цветочно-декоративных культур, постановку опытов на учебно-опытном участке и в летней теплице.Актуальность, педагогическая целесообразность.Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребёнка узнать мир? Теоретическая часть программы углубляет и расширяет знания о растительном мире, о цветочно-декоративных растениях и способах их выращивания. Здесь большое внимание уделяется проектной деятельности, обучению умениям и навыкам исследовательского поиска. Практическая работа на занятиях по освоению программного материала формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая любимыми растениями дом, также знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунтов, изучают виды растений, учатся работать на земле, получать радость от создания уголка природы по своему вкусу. В программе содержатся практические советы по содержанию и выращиванию цветочно-декоративных растений, комнатных растений.Новизна программы заключается в возможности получения систематизированных знаний, умений и навыков по выращиванию цветочно-декоративной рассады, уходу и размножению за комнатными цветами, разработке проектов для дизайна помещений, а также выявлению вредителей, болезней растений и мерам борьбы с ними. Программный материал имеет углубленное изучение отдельных тем. В исходный материал внесены следующие изменения: наполнено содержание разделов практической частью, добавлен разделы по обучению проектной деятельности, темы по выращиванию растений без почвы, цветочному дизайну и истории цветоводства. Поэтому представленная программа является адаптационной.Возраст детей. Программа предназначена для работы с учащимися младших и средних классов (7-12лет).Цели:Познакомить с комнатными растениями (вспомнить об особенностях строения комнатного растения);Дать представления о способах размножения. Оценить условия жизни и роста растений (особенность, частоту полива);Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;Развивать заботливое отношение к комнатным растениям;Побудить желание ухаживать за ними.Оборудование: комнатные растения, их паспортизация, алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями.Предварительная работа: задание составить рассказ о комнатном растении (по желанию). Тема занятияСрок рализацииЗнакомство с проектом «Зеленая зона»1-я неделяКомнатные растения в саду2-я неделяОранжерея и растения3-я неделяТеплица и растения4-я неделяРастения в осенний период5-6-я неделяСпособы выращивания растений7-я неделяКомнатные растения в доме после пересадки.8-9-я неделяПримерное тематическое планирование.Содержание и ход работы на лето:1.Вводная частьПроводим занятие-презентацию комнатных растений.2. ПрезентацияУченик или учитель рассказывает о комнатном растении, другие учащиеся добавляют сведения о нем.3. Беседавопрос. Почему эти растения называют комнатными?ответ. Комнатными растениями – называют растения, которые растут в помещениях, человек заботится о них, а они в свою очередь приносят человеку пользу.вопрос. Какую пользу приносят комнатные растения?ответ.: они- очищают воздух от пыли и ядовитых веществ;- поддерживают влажность воздуха;- обогащают воздух кислородом;- отпугивают вредных насекомых (например, моль);- создают в классе красоту и уют;- заинтересовывают человека, вызывают желание заботится о них;вопрос. Назовите условия, необходимые для хорошего роста растения?ответ. Почва, вода, свет, тепло.вопрос. Какие способы размножения растений знаете?ответ. Семенами. Частями растений.вопрос. Размножение частями растений – вегетативный вид размножения:Стеблевыми черенками (традесканция, фикус, бегония);Листовыми черенками (фиалка);Делением куста (хлорофитум);Отпрысками (усы, цветочная стрелка у хлорофитума, каланхое)4. Игры на выявление знаний о растениях. Игра «Органы растений». Учитель называет и показывает органы растений, а учащиеся объясняют его значение.Игра «Узнай растение по описанию». Учитель описывает растения, а учащиеся отгадывают.Задание для работы дома.5. Зарисовка комнатных растений. Задание носит краткосрочный характер - учащиеся рисуют комнатное растение к своей презентации.6. Составление паспорта комнатного растенияЭкологический паспорт комнатного растенияНазвание;Семейство;Место произрастания;Краткое описание внешнего вида;Корень;Стебель;Листья;Цветки;Особенности размножения;Уход (полив, освещение).Дополнительный материал для самостоятельного изучения. Виды распространенных комнатных растений.-52768520574000Алоэ (столетник)600075204978000Алоэ древовидное прозвали столетником, т.к. считают, что это растение цветет раз в сто лет. В домашних условиях цветет редко. У древовидного алоэ листья мясистые, сочные, длинной до 20-25 см, расположены на высоких, хорошо выраженных стеблях, края листьев – с шипами. Все виды алоэ выносливы. Они выдерживают сухой воздух, любят яркое солнечное освещение. Алоэ – домашний доктор. Сок древовидного алоэ обладает бактерицидными свойствами. Если к ране приложить разрезанные листочки, то она быстро затянется и заживет. Сок алоэ снимает воспаление, лечит ушибы, затягивает нарывы.Фикус Бенджамина.Родина – Индия. Дерево с прямым стволом и крупными кожистыми овальными блестящими листьями на длинных черенках, расположены листья поочередно. Молодые листья фикуса свернуты в трубочку и покрыты розовым чехликом. Фикус – каучуконос, его стебли и листья содержат белый млечный сок, содержащий каучук.-69913541338500 ФиалкаРодина – тропики Африки. Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опущенные. Фиалка сильно и продолжительно цветет (6-8 месяцев). Цветки крупные, неправильной формы. Фиалки содержат в прохладных комнатах на светлых северных, северо-восточных окнах, растение не выносят прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газов в воздухе. В период цветения растение необходимо удобрять. размножают делением куста очень осторожно, чтобы не повредить корни. Чаще фиалку размножают листьями.-82296029083000 ХлорофитумРодина – Южная Америка. Широко распространенное неприхотливое ампельное растение с длинными ярко-зелеными линейными листьями, собранные в пучки. Хлорофитум хорошо растет в прохладных помещениях, так и в помещениях с более высокой температурой воздуха. Летом растение обильно поливают размножается растение отводами и молодыми листовыми розетками.-58483521971000ТрадесканцияКомнатное растение со свисающими стеблями средней длины листьями довольно крупные с широкими серебристыми полосами. Требует умеренного количества света, обильной поливки и опрыскивания. Легко размножается черенками. Диффенбахия-59436014605000У этого полукустарника великолепные крупные кожистые декоративные листья. Растение может достичь в высоту 1,5 м. для поддержания кустообразной формы ствол у диффенбахии нужно обрезать. После этого появляются боковые побеги. Растет диффенбахия в светлом или слегка затемненном месте. Сухой воздух плохо на нее действует, солнечных лучей растение боится, поливают теплой отстоявшейся водой. Размножается растение делением стебля, молодыми черенками. Сок диффенбахии ядовит, вызывает раздражение и покраснение кожи, поэтому при обрезании растения нужно надевать перчатки.Подведение итогов. Ученики представляют выращенное за лето комнатное растение. Его фотографию и составленный паспорт растения. Презентацию в виде поэтапной работы над выращиванием этого растения.Литература.Воронцов В. В. Комнатные растения. Москва. ЗАО Фитон, 1999 г.Чуб В. В., Лезина К. Д. Домашняя оранжерея. Москва. Эксмо-Пресс, 2000 г. Приложение № 1Тема «Проект «Зеленая зона» Цель проекта: 1.На основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста.2. Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений – комнатными растениями, формировать понятия о правилах ухода за ними и практические умения, познакомить с названиями комнатных растений.3. Развивать познавательные способности учащихся, исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству.Задачи проекта:1. Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность.2. Развивать логическое и критическое мышление.Ожидаемые результаты.Цветы в доме или на участке у дома. Проект “ Зеленая зона” - результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения проблем. Работа над общим делом позволит участвовать детям с разными способностями. Будет решаться вопрос экологического состояния школьной среды.В ходе работы над проектом дети научатся: вести наблюдения;проводить опыты;работать с дополнительной литературой;правильно подбирать почву для посадки;правильно ухаживать за растениями. Введение. «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».Г. – Х. Андерсен.Беседа. С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.Большую часть года школьники проводят в классе школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную, Обычно в любой школе на подоконниках красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и учащимися, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения, особенно если их высаживать по определённой системе, оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем, вместе с ними, да и просто отдыхаем душойСбор информации.После определения проблемы начался сбор информации и ее анализ: опрос / анкетирование учащихся и родителей.Ответы: растения создают уют;поглощают углекислый газ и выделяют кислород;украшают интерьер;очищают и освежают воздух.Вывод - все готовы принять участие в работе, оказать посильную помощь. Принести посадочный материал, принять участие в посадке, уходе. Опрос участников.Зачем нужны комнатные растения?Вред или пользу они приносят?Приведи примеры комнатных растений.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X