Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55425

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Епонешникова Ольга Васильевна

Консультация для родителей: "Речевое развитие у детей третьего года жизни"

скачать документ

Вернуться назад

Речевое развитие у детей третьего года жизниЕпонешникова Ольга ВасильевнаМБДОУ ДС «Гусельки» г.ВолгодонскаУчитель-логопедК 3-м годам жизни произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Они не выговаривают многие звуки и слова, особенно такие, в которых сочетаются несколько согласных, например, на стул они говорят туй, кофта – кофа или кота. От этого речь невнятная, а иногда даже непонятная для окружающих. В этом возрасте ребёнок не всегда может правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, то есть не может громко отвечать на вопросы взрослого или говорить тихо, шёпотом, когда этого требует ситуация (папа спит).К 3-м годам дети с нормальным речевым развитием могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме сонорных и шипящих, а в некоторых случаях произносить даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможна задержка в формировании звукопроизношения: например, в 3 года ребёнок может заменять шипящие и свистящие твёрдые звуки звуками ть, дь. А бывает, что в 3 г. речи вообще нет, но это уже задержка речевого развития.На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он сопровождает свои действия словами и целыми фразами.Чего надо избегать родителям?Большое нарушение бывает со стороны родителей, когда они подстраиваются под речь ребенка, сюсюкают, повторяют детский лепет. («Катя будет ням-ням»). Подобная манера общения не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки. Не заучивайте с ребёнком слишком трудные для произносительных возможностей стихи. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются, это может усугубиться заиканием.Как помочь ребенку третьего года жизни овладеть чистой речью?Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была четкой и понятной. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, это является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Если ребёнок во время речи внимательно следит за движениями губ, языка собеседника, то это способствует развитию четкой артикуляции. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.Игры для речевого развития детей Развитие слухового вниманияПочему внимание ребенка нужно развивать? Да потому, что оно легко переключается с одного предмета на другой. Из-за этого он может не услышать, что ему говорят, не заметить чего-то важного, что происходит вокруг, а значит будет меньше знать. Развитие слухового внимания необходимо детям для правильного звукопроизношения, обогащения словарного запаса, грамматически правильного высказывания. А в дальнейшем способствует не только в устной, но и в письменной речи, то есть помогает в общении и в обучении. Поможет нам в этом игра.Узнай, что звучитРебенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит погремушкой (колокольчиком), переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами, стучит ложкой по стакану и т.д. — ребенок должен сказать, что сделала мама.Предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, ветер); что гудит (машина); кто кричит (птица) и т.д.Развитие речевого дыханияДля правильного звукопроизношения у детей необходимо развивать речевое дыхание. Физиологическое дыхание отличается от речевого, так как во время речи вдох короткий, а выдох длительный. Для произношения многих звуков нужен целенаправленный выдох посередине языка. У детей с нарушениями речи, к сожалению, не получается так, они дуют в щёки или на губы. Пускание корабликовПри купании, в ванне, используем плавающие игрушки для игр с водой, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (вы следите, чтобы ребенок не надувал щеки).Развиваем речевое дыхание: пускаем мыльные пузыри, дуем в коктейльную трубочку до бурления в стакане, надуваем воздушные шары, сдуваем листик или снежинку с ладошки. ВетерокМатериал: полоска от бумажной салфетки.Кончик салфетки приклеиваем к кончику языка и дуем, полоска салфетки развивается. Развитие силы голосаПолезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, с — песенка водички, з — звенит комар, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра или змеи; лошадки цокают копытами (язычком); тик-так - тикают часы; мяукают кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), колокольчик (динь-динь), большой колокол (дон-дон-дон). Звук р вызывать не следует, т.к. артикуляционный аппарат еще не готов, и вы можете вызвать горловой звук. Это дефектное произношение звука р и в дальнейшем ребёнок не сможет научиться самостоятельно рычать без помощи учителя-логопеда. Кто как кричит?Курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить, чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.Кто позвал?Му! – кто позвал? (корова).Если уже звукоподражания освоены, мы не стоим на месте, а развиваем дальше глагольный запас (кошка – мяукает, петух – кукарекает, …).Сказка «Теремок»Голоса животных произносим с разной модуляцией голоса. У мышки голос тоненький, у медведя грубый голос.Взрослые и детки Мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитиеВзаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, Вы стимулируете речевое развитие своего ребенка вперед.В какие игры можно играть дома?Предложите своему ребёнку поиграть в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Хорошо, если у вас есть старший ребёнок. Кто быстрее, разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры? Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Научите малыша складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит заборчик, елочку, домик, лесенку, кроватку для куклы.Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей, пуговиц. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.Хорошо бы насыпать фасоль или рис в контейнер, закопать киндер-сюрпризы и ребенок с удовольствием будет доставать по одному. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.Купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые рисунки. Пальчиковые игры:Семья (Атрибут прищепка).Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — Я!Вот и вся моя семья!(Поочередно цеплять прищепку на пальчики, начиная с большого пальца. На слова: вот и вся моя семья! - Сжимать руку в кулак, разжимать). Ёжик (Шарик Су-джок).Ходит ёжик вдоль дорожекПо лесу, по лесу. (Дети катают шарик Су-Джок по ладошке).И колючками своими Колется, колется. (Шариком Су-Джок дети колют каждый пальчик).А я ёжику – ежу,Ту тропинку покажу. (Дети катают шарик Су-Джок по ладошке).Где катают мышкиМаленькие шишки.Где был пальчик? (Кольцо шарика Су-джок).Пальчик, пальчик, где ты был?С этим братцем – в лес ходил.С этим братцем – щи варил.С этим братцем – кашу ел.С этим братцем – песни пел.(Дети надевают кольцо Су-Джок на большой палец, затем на остальные пальцы по очереди).Поддерживайте ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него много и сразу. Если он называет машину «би-би», то скажите ему: «Машина – би-би». Не нужно ребёнка ругать, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.Играйте с ребёнком в речевые игры регулярно, и Вы заметите, что у него вырос словарный запас, он стал быстрее запоминать стихи, а его речь стала более четкой и выразительной. Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X